I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Ирпенская библейская семинария (далее ИБС) является высшим учебным духовным заведением, цель которого – обеспечить студентов необходимыми знаниями для совершения служения на ниве Божьей, а также содействовать их духовному росту. Обучение в семинарии является важной частью духовной жизни и служения студента как христианина. Студент должен иметь ясное понимание воли Божьей о своем обучении в ИБС, цели обучения и необходимости применения полученных знаний в служении.

2. Правила регулирования учебного процесса ИБС основаны на учении и принципах Священного Писания.

3. Студентами ИБС являются братья и сестры, набравшие достаточное количество баллов на вступительных экзаменах и включенные Приказом ректора в реестр студентов ИБС, а также обучающиеся на последующих курсах обучения избранной образовательной программы.

 

II. ОБЩЕНИЕ С БОГОМ

1.  Самый важный аспект в жизни студента Ирпенской библейской семинарии – это личные взаимоотношения с Богом. Руководство ИБС убеждено, что истинно библейское образование способствует развитию истинной духовности. Увеличивая знания, студенты должны становиться более зрелыми в духовной жизни. 

2.  Руководство семинарии желает, чтобы каждый студент сохранял атмосферу поклонения, духовной зрелости и посвящения Богу. Преподавательский состав ИБС верит, что все сотрудники, преподаватели и студенты должны ревностно стремиться к проявлению плода Святого Духа (Гал. 5:22-23) и к исполнению требований для церковных руководителей (1 Тим. 3 и Титу 1). Сотрудники семинарии желают, чтобы все семинарские мероприятия были пронизаны молитвенной атмосферой. Под мероприятиями подразумеваются не только библейские часы и время личного общения с Богом, но также все занятия, встречи и задания, чтобы, по Божьей благодати, всякое мероприятие было благословением и способствовало духовному росту.

  

III. УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

1.  Учебные занятия в ИБС проводятся по расписанию и в соответствии с учебными планами и программами. 

2. Расписание учебных сессий составляется на полугодие. 

3. Студент должен стремиться успешно закончить изучение всех предметов, предусмотренных учебной программой. 

4. Студент обязан своевременно выполнять и сдавать контрольные работы и домашние задания  (в первый день сессии или в день, дополнительно указанный преподавателем). Все письменные работы должны быть напечатаны на компьютере и оформлены в соответствии с принятым документом: «Требования и примеры студентам ИБС по оформлению курсовых и дипломных работ». 

5.  Студент должен сдавать все тесты и экзамены, предусмотренные программой, в день их проведения. Причиной для исключения из этого правила может быть болезнь или семейные обстоятельства. Вопрос о возможности сдачи экзамена в другое время должен быть решён предварительно с преподавателем и деканом факультета. В случае неудовлетворительной оценки тест не пересдается. 

6. Ненаписанный текущий тест по предмету, на усмотрение преподавателя, может заменяться сдачей экзамена (письменно) или собеседованием по данной теме. 

7. Повторная сдача экзамена допускается не более двух раз по каждому предмету: первый раз – преподавателю, второй – комиссии, которая создается деканом факультета. 

8.  Если студент не присутствовал на экзамене, то преподаватель делает в экзаменационной ведомости  отметку «не присутствовал». Если студент отсутствовал без уважительной причины, преподаватель или декан факультета выставляет оценку «неудовлетворительно». 

9. Списывание (тесты, экзамены), плагиат (письменные работы) и нечестное отношение к зачетам в семинарии исключено. Если студент стал свидетелем списывания, он должен поставить списывающего студента в известность, а после этого, если не было покаяния, сказать о недостойном поведении студента преподавателю (поступить согласно требованиям, предъявленным в Евангелии от Матфея 18:15-17). 

10. Деканат факультета назначает в каждой группе старосту, который работает в тесном контакте с руководством факультета. 

11.Ожидается, что староста группы будет образцом в успеваемости и выполнении всех требований, предъявляемых к студентам. 

12.В функции старосты входят: учет посещаемости студентов, наблюдение за состоянием учебной дисциплины и сохранностью оборудования, наблюдение за соблюдением правил общежития, организация дежурства в столовой. 

13.В каждой группе ведется журнал установленной формы, который хранится в деканате и ежедневно перед началом занятий выдается старосте или преподавателю для учета присутствующих на занятиях студентов. 

 

IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ  

Контроль успеваемости студентов осуществляется в форме зачетов, экзаменов, тестов и письменных работ. Студент допускается к итоговому контролю, если он прослушал не менее 80% материала, отведенного на изучение программной дисциплины, и выполнил все виды работ, предусмотренных учебным планом по данной дисциплине. При оценивании письменных работ учитывается их грамотность, внешнее оформление и своевременная сдача.

 

Контроль успеваемости студентов осуществляется по следующей оценочной шкале:  

Процентная шкала

 

 

 

95-100 %

А

5

5

90-94 %

А-

4.7

5-

86-89 %

В+

4.3

4+

83-85 %

В

4.0

4

80-82 %

В-

3.7

4-

76-79 %

С+

3.3

3+

73-75 %

С

3.0

3

70-72 %

С-

2.7

3-

60-69 %

D

2.0

2

50-59 %

F

1.0

1

 

 

V. ПОСЕЩЕНИЕ ЛЕКЦИЙ И БИБЛЕЙСКИХ ЧАСОВ  

1.      Во время сессии студенты обязаны посещать все лекции и присутствовать на каждом библейском часе. Пропуск лекций без уважительной причины будет влиять на успеваемость. 

2.      Студентам не разрешается опаздывать на библейский час, на занятия, а также самовольно уходить с занятий. 

3.      Во время лекций запрещается заниматься посторонними делами (использовать Интернет и мобильную связь), а также работой, относящейся к другим учебным предметам. 

4.      Вопрос пропуска лекций должен быть решен предварительно с преподавателем, деканом, ректором. 

5.      Если студент не сможет присутствовать на очередной сессии, он должен заранее уведомить об этом руководство семинарии. Возможность и условия дальнейшего обучения решаются с ректором. 

 

VI. ПЕРЕХОД НА СЛЕДУЮЩИЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЕ ДИПЛОМА    

1. Для перехода на следующий курс обучения необходимо, чтобы студент имел по всем дисциплинам оценки не ниже "удовлетворительно" (70%, оценка 2.7). 

2. При наличии задолженности по итогам учебного года студент допускается к обучению на следующем курсе только после устранения задолженности (не позднее осенней сессии следующего учебного года). В особых случаях руководство семинарии может продлить срок устранения академической задолженности. 

3. Если студент-выпускник не имеет итоговой оценки по какому-либо предмету, он допускается к сдаче устных или письменных итоговых экзаменов, но не получает диплом на руки. Для получения диплома необходимо устранить задолженности в течение следующего учебного года. 

4. Если студент-выпускник не имеет итоговой оценки по двум и более предметам, он не допускается к сдаче устных или письменных итоговых экзаменов. Устранить задолженности необходимо на протяжении следующего учебного года. Выпускные устные или письменные экзамены сдаются только совместно с очередной выпускной группой, согласно графику. Проезд, проживание и пожертвование за дополнительную нагрузку преподавателю студент-должник покрывает лично.

 

 VII. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ОТПУСКА  

1.   Студент заочной формы обучения может воспользоваться академическим отпуском сроком на один учебный год в случае исключительной необходимости по согласованию с педагогическим советом и ходатайству пастора церкви, членом которой является студент. 

2.   Академический отпуск не предоставляется студентам на первом году обучения. 

3.   При получении академического отпуска студент обязан получить и подписать обходной лист, подтверждающий отсутствие с его стороны материальной задолженности перед семинарией. 

4.   За весь период обучения студент может воспользоваться правом получения академического отпуска один раз. 

5.   Допуск к обучению студентов, которые находились в академическом отпуске, по их заявлению осуществляется Приказом ректора. Заявление студента подается не позже чем за две недели до начала учебной сессии. 

6.  Студентов, которые не подали заявление в установленный срок, отчисляют как таких, которые не приступили к обучению в установленное время. 

  

VIII. ВНЕШНИЙ ВИД И ПОВЕДЕНИЕ 

Студент семинарии должен быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4:12). Во время обучения студенты обязаны выполнять все требования преподавателей и администрации семинарии в отношении учебного процесса и поведения.

 

1.  Внешний вид студентов должен соответствовать требованиям Священного Писания и правилам, принятым в семинарии. 

2.  Во время пребывания на территории семинарии (во время библейского часа, занятий, приема пищи, самоподготовки) студент должен быть опрятным, аккуратным и прилично одетым. Присутствие на библейских часах и лекциях в футболках, тапочках, кепках, спортивных костюмах не допускается. Сестры должны избегать прозрачной, короткой, облегающей или открытой одежды и в учебное время не ходить в брюках. 

3. В семинарии не принято носить дорогие или броские украшения, делать яркий макияж и маникюр. Недопустимо окрашивать волосы в неестественные цвета. Сестры должны аккуратно укладывать волосы. В Семинарии нельзя носить будь-какие виды пирсинга (сюда входят и серёжки). Замужние сестры должны покрывать голову во время молитвы. Братья должны иметь аккуратную короткую стрижку. 

4.  Студенты должны прибывать в семинарию в первый день сессии, а уезжать в последний день занятий. Семинария не предоставляет студентам проживания и питания до и после сессий. Как исключение, допускается заезд на сессию не более чем на один день раньше при предварительном согласовании с руководством семинарии. 

5.  При необходимости, по указанию администрации семинарии каждый студент во время сессии должен участвовать в обязательных для всех студентов мероприятиях (дежурство в столовой, разгрузка книг, уборка территории и под.).

 6. Студентам запрещается брать в помещения общежития и учебные аудитории кофе, чай, продукты. Прием и хранение пищи разрешаются только в помещении столовой. 

7.  Не разрешается пользоваться оборудованием и имуществом преподавателей и других сотрудников, а также находиться в их кабинетах, когда они отсутствуют. 

8.  Студенты обязаны оплачивать напечатанные лекционные материалы, все виды ксерокопий, принтерную печать. 

9. Студентам не разрешается находиться вне корпуса общежития после 23.00 часов. Время с 24.00 до 6.00 является для всех студентов временем обязательного отдыха. Изменения возможны только в случае предварительной договоренности с руководством ИБС. 

10.Студенты должны сохранять атмосферу уважения и любви к преподавателям, сотрудникам семинарии и друг ко другу. Для этого необходимо избегать всех форм неблагочестивой речи, включая ропот, сплетни, клевету, споры, неуместные шутки и гнев.

11. Дорогие братья и сестры, студенты Семинарии, пожалуйста, сделайте ЧИСТКУ ваших СОЦ СЕТЕЙ! Настоятельно просим УБРАТЬ фотографии и другую информацию в которой есть что либо ВУЛЬГАРНОЕ, ПОШЛОЕ и НЕПРИСТОЙНОЕ.

 

  

IX. ЛИЧНАЯ, СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ И УЧАСТИЕ В СЛУЖЕНИИ ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ  

1.  Студенты семинарии должны стремиться к постоянной святой жизни и быть образцом в этом для всех окружающих. 

2.  Необходима личная дисциплина при чтении, во время прослушивания аудио- и видеоматериалов, при пользовании Интернетом. Студенты должны избегать всех форм порнографии и эротической литературы. 

3.  Семейная жизнь студентов должна строиться в соответствии с нормами и требованиями Писания. Для студентов, состоящих в браке, семья должна быть одним из главных приоритетов. Студенты, не состоящие в браке, должны хранить себя в чистоте и оказывать должное почтение и повиновение родителям. 

4.  Все студенты семинарии в перерывах между учебными сессиями должны посещать свои поместные церкви и быть верными, посвященными и активными в служении. 

5.  От студентов семинарии ожидается послушание и подотчетность служителям церкви, членами которой они являются. 

6.  В воскресенье между двумя неделями сессии все студенты должны участвовать в утреннем богослужении в одной из поместных церквей.

7.Руководство ИБС может потребовать у студентов предоставить отзыв-характеристику от братского совета поместной церкви.

  

X. ОТНОШЕНИЕ К ИМУЩЕСТВУ СЕМИНАРИИ  

1.  От студентов ожидается бережное отношение к учебным материалам, книгам, техническому оснащению семинарии. 

2.  От студентов ожидается экономное использование света, воды и других доступных им ресурсов. 

3.  В случае порчи семинарского имущества студент должен компенсировать его стоимость. 

  

XI. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫМ КЛАССОМ  

1. Каждый студент имеет право получить доступ к компьютерной сети ИБС. Для пользования компьютерным классом каждому студенту необходимо зарегистрироваться у администратора КС и пройти инструктаж по эксплуатации. 

2. Студенты должны использовать компьютеры исключительно в учебных целях. 

3. Не разрешается хранить в сети Семинарии файлы и папки, не касающиеся процесса обучения и содержащие большой объём информации. Такие файлы и папки будут удаляться без предупреждения. 

4.  Не разрешается записывать большие объемы информации в папку «Мои документы» или на рабочий стол. 

5.  Студентам запрещается выносить из компьютерного класса стулья, офисную мебель и другое оборудование. 

6.  Запрещается приносить в компьютерный класс продукты питания и напитки. 

7.  Каждый студент после окончания работы должен привести в порядок рабочее место. 

8.  Будьте внимательны: после 2300 компьютеры автоматически выключаются. 

9.  При работе в компьютерном классе необходимо соблюдать личную дисциплину, порядок и тишину, подчиняться требованиям лиц, ответственных за компьютерный класс и КС. За несоблюдение норм и нарушение правил поведения в компьютерном классе студенту будет отказано в праве доступа в сеть ИБС. 

  

XII. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ 

       Все студенты ИБС имеют право временного пользования фондами библиотеки ИБС. 

1.   Не разрешается брать и выносить из библиотеки книги без соответствующей записи в читательском формуляре. 

2.  Студенты могут пользоваться библиотекой семинарии и делать ксерокопии материалов только во время рабочего дня и, желательно, в присутствии библиотекаря.

3. Книги, имеющиеся в библиотеке в 1-2 экземплярах, а также экземпляры со штампом «Читальный зал» домой на период между сессиями не выдаются, а рассчитаны для пользования только во время сессии. 

4.  Читатель, взявший книги на дом, несёт ответственность за их сохранность и своевременный возврат в библиотеку. 

5.  Книги, взятые на дом, запрещается передавать другим лицам. 

6.  Во избежание утери книг и для обеспечения нужд других пользователей, необходимо возвращать книги в указанный срок (на следующую сессию), независимо от того, прочитаны они или нет. 

7.  В случае утери книги необходимо приобрести и вернуть в библиотеку такую же книгу или возместить ее стоимость. 

8.  Не разрешается делать какие-либо пометки в книгах, подчёркивать фразы и слова, загибать углы страниц. 

9.  За несвоевременный возврат книг в библиотеку студент обязан внести денежный штраф. Сумма штрафа определяется администрацией семинарии на каждый учебный год. 

10.Книги для обязательного чтения по изучаемому предмету выдаются только на период между двумя сессиями. 

11.В случае намеренного невозврата книг руководство семинарии будет сообщать об этом пресвитеру поместной церкви по месту проживания читателя. 

12.За нарушение вышеперечисленных правил студента будут лишать права пользования библиотекой. 

 

XIII. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕЖИТИИ 

1.  Каждому студенту позволяется использовать во время сессии только один комплект постельного белья. Не разрешается брать второй матрац или переносить его в другие комнаты. 

2.  Не разрешается переселяться из комнаты в комнату без ведома сестры-хозяйки. 

3.  Уезжая с сессии, студент должен снять использованное постельное белье и отнести его в прачечную комнату. 

4.  Студентам разрешается пользоваться душевыми комнатами в соответствии с графиком их работы. После пользования душем нужно убрать душевую кабину и задвинуть шторку, чтобы она просыхала. Не разрешается становиться в обуви на коврик, который находится в душевой кабине. 

5. Студенты, проживающие в одной комнате, должны следить за тем, чтобы комната регулярно проветривалась и была убрана. Для уборки комнат имеется необходимый инвентарь. Нельзя переносить хозяйственно-бытовой инвентарь из одного общежития в другое. 

6. Выливать грязную воду после уборки комнат можно только в унитаз, а мусор необходимо выносить на улицу в мусорные баки, которые стоят на заднем дворе семинарии. 

7.  После использования хозяйственного инвентаря его необходимо почистить и поставить на место. 

8.  Для стирки личного белья нужно использовать тазы, которые находятся в душевых комнатах. 

9.  Для сушки белья, полотенец и других вещей надо пользоваться сушилками-раскладушками, которые находятся на балконах мужского и женского общежития. 

10.В случае пролития воды или грязи на пол необходимо все тщательно убрать. 

11.Студентам, проживающим в общежитии, запрещается хранить и принимать пищу в комнатах. Также запрещается пользоваться в комнате кипятильниками и утюгами. Гладить вещи можно в умывальной комнате, где для этого имеется оборудованное место. 

12.Студентам, проживающим в общежитии, запрещается пользоваться туалетными и душевыми комнатами, предназначенными для лиц противоположного пола. 

  

XIV. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ПЛОЩАДКОЙ  

1.  Спортивную площадку можно использовать только на переменах и после занятий, чтобы не мешать учебному процессу других групп. 

2.  Во время пребывания на спортивной площадке от каждого студента ожидается, чтобы он был одет в приличную спортивную одежду и вел себя подобающим для христианина образом, избегая всяких форм грубости и неприличной речи. 

3.  Необходимо бережно относиться к спортивному инвентарю и следить за тем, чтобы после игр на площадке оставалось чисто. 

  

XV. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ПАРКОВКОЙ

  

1.  Каждый студент, приехавший на учебную сессию на собственном автомобиле, может парковать его на отведенной для этого территории, учитывая соответствующие разделительные полосы. 

2.  Запрещается парковать автомобиль у центрального входа и переезжать площадку перед входом. 

3.  Выгрузка и загрузка вещей (кроме личных), ремонт или мойка автомобиля должны производиться только после соответствующего разрешения дежурного.

  

XVI. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ 

К студентам ИБС применяются такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание и отчисление. 

За ИБС остается право принятия мер дисциплинарного взыскания к тем студентам, которые не соблюдают установленные Правила или иные принципы и установления семинарии. 

 

   А. Причины замечаний: 

1.  Списывание тестов и контрольных работ.  

2.  Сотрудничество с организациями и миссиями, вероучение которых не соответствует Слову Божьему и вероучению ИБС. 

3.  Распространение и передача клеветы, наговоров и сплетен. 

4.  Нарушение правил внутреннего распорядка. 

 

Как правило, студент будет отчислен из семинарии после третьего замечания. Однако за семинарией остается право отчислять студента в любое время за несоблюдение этих принципов. 

  

   Б. Причины отчисления: 

1. Собственное желание студента. 

2. Неудовлетворительное состояние здоровья, которое может угрожать здоровью сотрудников и студентов. 

3. Отступление от вероучения, принятого ИБС, распространение лжеучений. 

4. Невыполнение требований учебного плана и графика учебного процесса. Пропуск без уважительной причины 80 академических часов (1 сессия) в течение одного учебного года. 

5.  Если студент не приступил к обучению в течение 10-ти дней со момента начала сессии.

6. Если студент не вышел в положенный срок из академического отпуска и не предоставил в деканат объяснительных документов.

7. Если студент был принят условно и средний балл его успеваемости за 1-й год обучения был ниже 3.3, а также если у этого студента есть академические задолженности или за ним замечено нарушение Правил внутреннего распорядка.

8.  Плагиат в письменных исследовательских работах. 

9.  Нехристианское поведение в семинарии, церкви, семье. Нахождение на замечании или отлучении от церкви. Неучастие в жизни и служении поместной церкви, членом которой является студент. Дисциплинарное взыскание по перечисленным выше вопросам может вменяться студенту при наличии письменного свидетельства от братского совета поместной общины. 

 

XVII. ПРИЧИНЫ ЛИШЕНИЯ ДИПЛОМА СЕМИНАРИИ 

 Отступление от принятого вероучения ИБС, распространение лжеучений после окончания семинарии. 

  

ХVIII. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ  

1.  Руководство семинарии обязывает всех студентов каждую сессию вносить пожертвования (частичную оплату) за свое проживание и питание, или же такую оплату может осуществлять поместная церковь, направившая студента. Сумма вносимого пожертвования определяется руководством семинарии на каждый учебный год. 

2.  Сдавать пожертвования необходимо старосте группы или определенному группой человеку в течение первой недели сессии. 

3.  Отсутствие средств не должно стать причиной неприезда на сессию. В подобных случаях необходимо объясниться с руководством семинарии. Каждый студент может получить отсрочку для оплаты пожертвований на один учебный год. 

 

XIX.  ОБХОДНЫЕ ЛИСТЫ 

 По окончании обучения в семинарии выпускники обязаны получить и подписать обходной лист, подтверждающий отсутствие с их стороны материальной задолженности перед семинарией. При несоблюдении этого условия выпускники не смогут получить дипломы. 

 

XX. ВОЗМЕЩЕНИЕ СТУДЕНТОМ СРЕДСТВ, ЗАТРАЧЕННЫХ СЕМИНАРИЕЙ НА ЕГО ОБУЧЕНИЕ 

 Чтобы оставаться честными перед Господом и теми людьми, кто ревнует о духовном образовании в нашей стране и жертвует средства на осуществление учебного процесса в ИБС, студенты, которые оставили или закончили учебу, в связи с переездом на ПМЖ за границу, должны возместить затраченные семинарией средства на их обучение.

 

 

ХРИСТИАНСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

  Не новость, что один из самых спорных вопросов для современных верующих – вопрос о христианских нормах поведения, то есть о том, как надлежит вести себя христианину. Часто то, что одни христиане считают дозволенным или допустимым, другие называют грехом. Причем и те, и другие – это вполне искренние христиане, преданные вере. С обеих сторон слышатся осуждения и обвинения: то в бездуховности, то в закостенелости, то даже в лицемерии. Все это приводит к болезненным трениям, а иной раз и к открытому разрыву отношений между членами тела Христова. 

 

КАК ХРИСТИАНИНУ НАДЛЕЖИТ СЕБЯ ВЕСТИ

 

Роман Борисович Дехтяренко (доктор богословия)

 

 Почти с самого начала существования церкви каждое новое поколение христиан должно было решать, что правильно. Это обсуждал уже Иерусалимский собор, о котором мы читаем в Деяниях Апостолов (15:1-31), об этом постоянно шла речь во ІІ и ІІІ веках истории церкви. Христианская литература в каждом веке отдавала должное этой теме.

 

Почему искренне верующие люди, одинаково жаждущие исполнять волю Господа, расходятся во мнении о том, что можно и чего нельзя делать. Такие расхождения возникают в результате двух основных фактов: (1) у каждого человека свое представление о том, что хорошо, а что плохо, и (2) это представление – человеческая совесть – является результатом культуры и условий, в которых формируется личность. У каждого человека свои представления о том, что правильно, а что неправильно; но он прилагает эти представления к жизни в соответствии с той культурой, в которой он вырос и которая научила его этим представлениям. Таким образом, то, что правильно для человека одной культуры, неправильно для человека другой культуры. Даже у людей одной культуры эти представления могут различаться в зависимости от их субкультуры. Люди растут в разных семьях, районах, городах, они принадлежат к разным церквам, посещают разные школы. Каждый из этих факторов оказывает влияние на формирование сознания человека. Поэтому нет ничего удивительного в том, что христиане расходятся во мнениях о том, что правильно, а что нет.

 

Ввиду всех этих различий и расхождений, очень важно, чтобы у всех христиан было какое-то общее руководство для поведения. Христиане ни в коем случае не должны навязывать друг другу СВОИ представления о нормах поведения. Для того чтобы люди прислушались к такому руководству, нужно, чтобы оно исходило из более авторитетного источника. Каждый истинный христианин считает богодухновенное Писание высшим авторитетом в вопросах веры и жизни. Поэтому будет естественным обратиться за подобным руководством к Писанию. Бог дал христианам указания, касающиеся нравственного и бытового поведения. Наша цель – проанализировать, что говорит об этом Новый Завет, и каким образом это руководство можно применить в нашей жизни.

 

Если бы во всей вселенной существовал только один человек, такое руководство было бы не нужно, кроме одного пункта: человек не должен оскорблять самого себя. Но дело в том, что на земле множество людей. Наши дела и мысли неизбежно влияют, по крайней мере, на одного человека, но чаще – на многих людей. Даже если человек замурует себя в бронированной камере и полностью изолируется от общества других людей, он все равно будет влиять своими делами и мыслями на другое существо. По крайней мере, его поступки затронут Бога, являющегося вездесущим.

 

Итак, все наши поступки и дела неизбежно влияют на кого-то другого. Поэтому христиане и нуждаются в руководстве, определяющем нормы христианского поведения.

 

  

Не оскорблять святости Бога

 

Богу известна каждая мысль и каждый поступок всех без исключения христиан. Поэтому христиане не должны допускать мыслей и поступков, оскорбляющих святость Бога. В Священном Писании мы находим присущие Богу четко выраженные безусловные нравственные характеристики, дающие ясное представление о Его святости. Природа Бога не меняется, поэтому не меняются и нравственные нормы, характеризующие ее. Эти нормы обязательны для всех людей, всех культур, всех времен. Человек не имел и не имеет права решать, соблюдать ему эти нравственные установления или нет. Он обязан соблюдать их, независимо от своих желаний.

 

Эти нравственные нормы, открытые Богом в Писании, определяют, какое поведение, с Его точки зрения, является для человека неправильным. Например, с точки зрения Бога: недопустимой является половая безнравственность, будь то внебрачные связи, прелюбодеяние или гомосексуализм (1 Кор. 6:9); нельзя воровать (1 Кор. 6:10; Еф. 4:28); нельзя лгать (Еф. 4:25); нельзя убивать (Отк. 21:8; 22:15); нельзя заниматься спиритизмом (Отк. 21:8; 22:15); недопустимо идолопоклонничество (1 Кор. 6:9); нельзя быть жадным (1 Кор. 6:10); нельзя бунтовать против установленной Богом власти (Еф. 6:1; Рим. 13:1-7); нельзя издеваться над человеческим телом и душой и отдавать их во власть алкоголя, наркотиков (Еф. 5:18: 1 Кор. 6:10, 19, 20); нельзя употреблять грязные слова и выражения (Еф. 4:29).

 

Эти Божьи нравственные установления относятся не только к делам и поступкам христиан, но и к их мыслям и чувствам. Об этом говорил Христос в Нагорной проповеди: гневающийся на другого человека совершает убийство в сердце своем; человек, смотрящий на женщину с вожделением, прелюбодействует в сердце своем (Матф. 5:21-28). То есть, Бог запрещает дурные помыслы и желания. Поэтому необычайно важно, чтобы христианин контролировал не только свои поступки, но и мысли (Фил. 4:8). Но для этого он должен также тщательно контролировать то, что он видит, читает или слушает. Иов говорит, что он «положил завет своим глазам, чтобы не помышлять о девице», потому что знал, что «сердце следует за глазами» (Иов. 31:1, 7); Иоанн, говоря о «похоти очей», подразумевает похоть, порожденную тем, что человек видит (1 Иоан. 2:16). Поэтому христианам не следует читать, видеть или слышать вещи безнравственные, соблазнительные, не следует даже и говорить о безнравственных делах окружающих их язычников (Еф. 5:12). Мысли христиан должны носить возвышенный, духовный характер (Кол. 3:2).

 

В свете всего сказанного совершенно очевидно, что нормы поведения современного общества противоречат нравственным установлениям Бога. Христианам следует воспринимать это противоречие как неизбежную принадлежность повседневного существования, ибо современной культурой управляет дьявол, враг Бога (2 Кор. 4:4). С момента падения человека дьявол старался внедрить в культуру вещи, полностью противоречащие нравственным установлениям Бога. Все мы растем и живем в сфере культуры, подчиненной дьяволу. Эта культура определяет наше сознание, понимание того, что хорошо и что плохо; под ее влиянием человек начинает считать правильным то, что Бог считает ошибочным. В результате этого человеческое сознание может становиться неверным указателем того, что хорошо и что плохо.

 

Когда человек становится христианином, он не переключается автоматически на нормы поведения, совпадающие с нравственными установлениями Бога. Сознание человека должно постепенно перестроиться. Это болезненный процесс. Но если человек собирается вести себя так, как положено члену Царствия Божьего, он должен привести свои нравственные представления в соответствие с божественными нормами поведения. Христиане не должны поступать, «как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме и отчуждены от жизни Божьей», они должны «обновиться духом ума» (Еф. 4:17-5:17).

 

Обновление ума – это постепенное преобразование человека, приближающее его к грядущему веку божественной праведности. Это восстановление нравственного аспекта божественного образа в человеке. Это восстановление не оставляет христианина пассивным; он должен сам деятельно добиваться духовного преобразования. Христианам не следует перенимать нормы поведения современного века. Они должны следовать Божьим нравственным установлениям. Таким образом, можно сказать, что отношение христиан к современной культуре должно выражаться в неподчинении «веку сему».

 

Бог требует от нас неподчинения современной культуре в тех случаях, когда эти требования противоречат Его нравственным установлениям. В других сферах жизни Он этого не требует. Неподчинение, требуемое Богом, – это отказ подчиниться такому образу жизни, который противоречит божественным нравственным установлениям. Настоящее испытание мужества – это способность не подчиниться нормам поведения собственного ближайшего окружения человека. Именно в таких случаях христианину часто приходится отказываться от традиционных привычек, свойственных кругу его ближайших друзей. Своим неподчинением христианин осуждает неверные нравственные нормы культуры (Еф. 5:1-11).

 

Таким образом, перед каждым христианином стоит выбор: перестроить свое сознание в соответствии с божественными нравственными установлениями или отвергнуть эти установления и продолжать следовать нравственным нормам культуры нашего века. Об этом писал Иаков: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Христиане, следующие мирским, а не божественным нормам нравственности, показывают тем самым, что они любят мир больше, чем Бога. Чтобы понять, какие поступки оскорбляют святость Бога, христианин должен особенно внимательно изучать Писание.

 

Нравственные установления Бога – если мы их правильно понимаем – касаются многих сторон нашего повседневного быта. Однако есть такие стороны быта, которых эти установления не касаются. Как должны относиться к этому христиане? Согласно Писанию, в вопросах, не затронутых божественными нравственными установлениями, христианин свободен следовать велениям своей совести (1 Кор. 8:9; 10:29; 2 Кор. 3:17; Гал. 2:4; 5:1).

 

Подобная свобода действий христианина – это дар Божий, за который каждый христианин должен быть благодарен. Но поскольку человеку по природе свойственно извращать божественные дары и злоупотреблять ими, то христиане могут злоупотреблять и этим даром свободы. Например, христианин может решить, что, поскольку он свободен, он может, если ему этого хочется: позволить своим грешным склонностям управлять собой (Гал. 5:13); позволить себе стать рабом каких-то привычек (1 Кор. 6:12); тратить время на безнравственные удовольствия (1 Кор. 10:23); нарушать божественные установления (1 Пет. 2:13-17); позволить себе оскорблять других людей (1 Кор. 8:9). Бог ясно говорит о том, что все эти нарушения недопустимы. Христианской свободой можно пользоваться правильно и неправильно. Бог возлагает ответственность за правильное пользование этой свободой на самого христианина.

 

Но христианин не должен позволять себе стать рабом дарованной ему свободы. Бог, для того чтобы воспрепятствовать злоупотреблению дарованной людям свободы, внес в Священное Писание еще два указания, определяющие нормы поведения христианина. Эти указания касаются так называемых «сомнительных» вопросов – тех самых вопросов, по которым искренние христиане часто расходятся во мнениях. Эти расхождения, как мы уже говорили, определяются тем, что их сознание воспитано различными культурами, а также тем, что Бог четко указал: на эти случаи Его нравственные установления не распространяются.

 

 

 

Не оскорбляйте собственную совесть 

  

Согласно Посланию к Римлянам, 14:22-23, в вопросах, не затронутых божественными нравственными установлениями, христианин свободен следовать велениям своей совести. Другими словами, если Писание ничего не говорит на эту тему, христианин должен следовать тому, что подсказывает ему совесть, но если он сомневается в правильности поступка, он не должен его совершать.

 

Христианин не должен совершать поступки, противоречащие его собственной совести, сформировавшейся под влиянием той или иной культуры. Даже если другие христиане побуждают его к этому и указывают на то, что с точки зрения Бога в таком поступке нет ничего дурного, христианин должен прислушиваться к голосу собственной совести.

 

  

Не оскорбляй совесть другого человека 

  

Если какой-то поступок не запрещается Божьими нравственными установлениями и не осуждается собственной совестью, то свободен ли христианин совершить его? На этот вопрос можно было бы ответить «да», если бы этот христианин был единственным живым существом во вселенной. Но это не так. Поэтому христианин не должен совершать поступков, оскорбляющих совесть других людей (Рим. 14:13-15:13; 1 Кор. 8-10). Писание приводит несколько аргументов, почему христиане, пользуясь своей свободой, не должны оскорблять совесть других людей.

 

Во-первых, подобные действия могут разрушить единство Тела Христова. Как мы видим, Иерусалимский собор оказался перед лицом именно такой ситуации и должен был принять меры, чтобы предотвратить ее (Деян. 15). Христиане должны «искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14:19). Христианин должен признавать, что единство и мир Тела Христова важнее, чем его свобода.

 

Во-вторых, сомнительные поступки, совершенные одними христианами, могут побудить других христиан, придерживающихся более строгих правил, согрешить против своей совести. Христиане, привыкшие придерживаться более строгих правил, могут решить, что раз другие христиане поступают так, то можно следовать их примеру. Но, совершив такой поступок, этот христианин начинает испытывать тяжкие муки совести. И Бог возлагает вину за это на первого, менее строго мыслящего христианина, совершившего грех против своего слабого брата и против Христа (Рим. 14:13-23; 1 Кор. 8; 10). Более свободный в своих взглядах христианин должен ограничивать свою свободу ради блага своего слабейшего брата; это благо должно быть для него важнее собственного (Рим. 15:1, 2; 1 Кор. 10:24). Более сильному христианину следует понять, что духовное благополучие слабейшего христианина важнее, чем предоставленная ему возможность в полной мере воспользоваться дарованными ему правами.

 

В-третьих, сомнительные поступки, совершенные христианами, могут помешать людям, нуждающимся в спасении, принять истинное христианство. Об этом писал апостол Павел: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам...» (1 Кор. 10:32). Совершенно очевидно, что под «иудеями и еллинами» Павел подразумевает тех, кто еще не принял спасения. Апостол говорит здесь о необходимости избегать всего, что может оттолкнуть людей от веры и, тем самым, помешать их спасению. У большинства неверующих неправильное представление о том, что такое христианин. Они не понимают того, что христианин – это человек, внутренне изменившийся под влиянием своей веры в Иисуса Христа; им кажется, что христианин – это человек, который должен вести себя как-то по-особому высоконравственно, лучше, чем другие люди. Они часто ожидают от христианина большего, чем ожидает от него Бог. Очень часто необращенные под влиянием даже вполне невинных поступков христиан заявляют: «Если это и есть христианство, то оно мне не нужно».

 

Христианин свободен и независим от людей, но ему следует добровольно сделать себя их рабом, чтобы лучше служить им, чтобы его свидетельство был более успешным (1 Кор. 9:19). Поэтому он должен ограничить свою свободу, чтобы не оскорбить тех, кому он служит (1 Кор. 9:20-22). Спортсмены, готовящиеся к соревнованиям, добровольно накладывают на себя некоторые ограничения, соблюдают режим, чтобы быть в наилучшей форме к началу состязаний. Бывает так, что если они не соблюдают режим, то их вообще исключают из числа участников соревнований. Бизнесмены пользуются этим принципом для того, чтобы завоевать рынок сбыта, приобрести больше покупателей; политики – чтобы получить больше голосов. Музыканты отказываются от многого, чтобы часами упражняться на инструменте и добиться профессионального успеха. Поэтому если люди урезают свою свободу ради временной выгоды, то насколько же сильнее должно быть желание христианина ограничить свою свободу во имя Христа, других людей и вечной, нетленной награды? Христианин должен понять, что успех его христианского свидетельства важнее, чем блага, даруемые ему свободой.

 

  

Почему нужно следовать этим указаниям? 

  

Почему христианин не должен оскорблять святость Бога, свою собственную совесть и совесть других людей? Что побуждает его следовать указаниям Писания о поведении христианина? Ответ на этот вопрос заключается в одном слове: любовь. Если христианин воистину любит Бога, он не будет нарушать Его установлений (Иоан. 14:15; 1 Иоан. 5:3); если он любит себя, он не оскорбит собственную совесть; и если он любит других, он не оскорбит их совесть (Рим. 13:8-10; 14:15; Гал. 5:13-14). Любить – значит ставить благо другого выше своего собственного (1 Иоан. 3:16; Иоан. 15:12-13). Если христианин истинно любит других, он добровольно пожертвует своими правами и свободой, чтобы не оскорблять чужой совести. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать: каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:1-2; 1 Кор. 8:13; 10:24, 33).

 

Противоположность любви – эгоизм, забота о собственном благе, а не о благе других. Если христианин отказывается пожертвовать своей свободой для других или делает неохотно, это признак того, что в душе он эгоист. Он может много говорить о любви, но сам не испытывает ее (1 Иоан. 3:18).

 

Христианин должен понимать, что закон не требует от него отказываться от чего-то ради других. Он жертвует свободой не по закону, а по любви. Если христианам кажется обременительным и трудным ограничивать свою жизнь ради слабейших, их должна утешать и ободрять мысль о том, что так жил Христос. Христос дал пример, которому должны следовать все христиане. Принести в жертву собственное благо ради блага других – это по-христиански; это значит – мыслить, как Христос (Фил. 2:1-8; 1 Кор. 10:32-11:1). Христос пришел для того, чтобы служить людям, а не для того чтобы они служили Ему. Христианам следует поступать так же (Иоан. 13:13-17, 34).